Брошенный в пылу ссоры снежок попал в спину гулявшей вместе с мужем-священником женщине. От испуга и силы удара у нее начались преждевременные роды , в результате которых на свет появился недоношенный младенец , которого выходила мать одного из мальчиков . Он уклонился , и пазл судеб сложился в запасном варианте. Хотя, кто знает , какой вариант основной , а какие …? Так начинается первая часть трилогии – "Пятый персонаж". Главный герой , он же – рассказчик , тот самый мальчик , что избежал брошенного в него комка снега. Всю жизнь он будет чувствовать себя ответственным за судьбу состоятельного Боя и младенца , который выжил , рос довольно странным ( в семье священника само его появление перевернуло все в ног на голову) , а потом и вовсе пропал. Данни Рамзи учился , работал , воевал (чудом выжил , потеряв ногу. Вернулся , не застав родителей в живых) , потом стал преподавателем и писателем , чьи книги о святых ценились знатоками.
Позже он стал приятелем Боя Стонтона -- по инициативе последнего. Бой разбогател на производстве сиропов и сахара , женился на девушке , в которую в школьные годы , да и потом , был влюблен Рамзи , помогал родной школе . Будто компенсируя свои поступки в прошлом , он давал дельные финансовые советы Данни , так что у того не было проблем ни во времена кризиса , ни после. Обо всех этих событиях , а также о жизни , эмоциях , переживаниях его сына , рассказывается во второй части трилогии – "Мантикора". Она вся – песнь , поклон юнгианству. Сын Боя Стонтона ходит женщине-психоаналитику. Беседы на сеансах дорисовывают , поясняют общую картину взаимоотношений , приоткрывают секреты . Так выясняется , что смерть отца может быть связана с известным фокусником Айзенгримом , дававшем спектакли в их местах.
Ах , магия – загадочная , непостижимая. Если только ты не становишься ее творцом. А стать им ты можешь , не подозревая о сюрпризах судьбы – приятных и так себе. Третья часть – "Мир чудес"-- разоблачает все тайны , начавшиеся в маленьком городке много лет назад. Поступок одного , как камень брошенный в воду , отозвался в судьбах многих. Что касается камня , то он был. Небольшой , но увесистый. Бой Стонтон положил его в снежок , чтобы большее ударить Данни Рамзи . Но попал в мать Пола Демпстера , ставшего великим Магнусом Айзенгримом. А первые уроки фокусов преподал малышу Рамзи , когда по очереди со своей матерью помогал семье священника. Этот камень долгое время служил Рамзи в качестве пресс-папье . Этот камень Айзенгрим стащил и отдал Бою Стонтону. Этот же камень нашли во рту последнего. Этот же камень привез к психоаналитику сын Боя , он вытащил его изо рта у мертвого отца.
Поступок , камень , магия , судьба , чудеса , символы (сами названия книг таковы), которые надо уметь совершать , толковать , исправлять и т.д. и т.д. Жизнь полна всем этим. Вот только с умением признавать и исправлять -- не очень.
У кого-то прочла отзыв о детективе отца Винни-нашего-Пуха и , конечно , прочла – А.А.Милн , "Тайна Красного Дома". Все , как положено , -- британская провинция , прекрасный дом , ограниченный круг людей и убийство. Из показаний свидетелей рисуется набросочек преступления. Дать точный ответ , растолковать мотивы может только один человек. Вернее , сыщик , хоть и любитель , вместе с помощником. И они находят верный ответ , распутав тайну любви , подземных ходов , богатства , обаяния и т.д. и т.д.
И это – хорошо.
Подумала , что надо освежить впечатления о Д.Коу , и прочла его "Номер 11".. Британцы , благополучные и не очень семьи , дети . Вот с детей все и начинается. Две подруги стали свидетелями каких-то странных (а , может , им это только казалось?) и волнующих событий. Им мерещатся маньяки и убийцы , а оказывается , что за вызывающей внешностью скрывается художница , помогающая бездомным. Выросшие девочки прерывают дружбу. Одна заканчивает университет , вторая … ну как-то живет. Обе они , независимо друг от друга , не зная , не подозревая , с разных сторон оказываются причастными к событиям , людям , но не сталкиваются. Одну нанимают преподавателем в очень богатую семью. Вторая живет на пособие по инвалидности , пишет картины.
И без того огромный дом богачей все время перестраивают. Последним капризом жены-бывшей-модели стал проект по обустройству подвала дома. Вернее , его углубления на одиннадцать(!) этажей вниз. Гараж , бассейн , игровые , гардеробная , комнаты прислуги и т. И т.д. – вот что там должно быть. Прислуга удивлена и молчит , рабочие негодуют , но строят. В районе происходят странные убийства , которые полиция пока расследует. И все бы ничего , да только Рэйчел начинает видеть огромных пауков , выползающих из разрытого котлована. Прямо точь-в-точь такие , как на рубашке карт , что они с подругой видели в детстве у татуированной художницы. Она их видела совсем недавно , на выставке арт брюта . Еще и каталог купила. Спасая детей , она мечется по улице , пока ее не хватают полицейские. После больницы Рэйчел подолгу гостит у бабушки. С ней прежняя подруга. И они также собирают сливы с любимого дерева.
Огромное впечатление от прочитанной книги Г.Яхиной , "Зулейха открывает глаза". Не знаю , с чем сравнить. Может , нечто подобное было от «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина.
В татарском селе живут по-разному , но соблюдают традиции . У Зулейхи хороший муж. Если и ругается , то не очень. Если бьет , то можно терпеть. Гораздо хуже свекровь. Слепая . Руководит всем – и сыном , и хозяйством. Зулейхе же достаются придирки , оскорбления , да тяжелая работа. Четверо детей умерли. И за это ей достается от свекрови. А Советская власть искореняет врагов. В том числе , и в деревне. Так Зулейха становится раскулаченной и высланной , вдовой оказавшего сопротивление мироеда Муртазы Валиева. Так она сталкивается с человеком , что не один раз изменит ее жизнь -- Иваном Игнатовым. В эшелоне она познакомится с сумасшедшим профессором медицины Лейбе , питерскими интеллигентами . С ними после долгих мытарств высадится на берег Ангары. Только благодаря профессору там же на берегу на свет появится сын Юзуф. С ними она переживет первую голодную зиму. С ними поймет , что такое любовь и счастье.
Читала книгу ( а текст превосходный) и ловила себя на том , что провожу аналогии (ищу подтверждение) с рассказами бабушки , с текстами тех , кто пережил ад лагерей. Отупляющий страх , неизвестность , усталость , высасывающие из людей человеческое. И провонявшее псиной , злобой и ненавистью окружение. В.Шаламов писал , что первыми в лагере сдавались партийцы , номенклатура . Дольше всех держались попы , сектанты. Какой должна быть вера в жизнь , чтобы остаться человеком? Хотя бы почувствовать в себе человеческое в аду , устроенном одними людьми для других?